За крах системы народного образования должны ответить

2 декабря 2011  22:35 Отправить по email
Печать

25 ноября дан официальный старт президентскому марафону, победитель которого определится 4 марта 2012 года. Предварительные итоги президентства Дмитрия Медведева показали, что далеко не все проведённые при нём реформы общество одобряет и поддерживает. На что нужно обратить внимание будущему президенту? Можно ли найти тот козырь, который поможет в предвыборной борьбе? И может ли им оказаться тема образования, из-за которой при Медведеве разворачивались нешуточные дискуссии? Если кто-то из кандидатов сделает ставку на отмену ЕГЭ и школьной реформы, увеличиваются ли у него шансы стать президентом? На эти вопросы ответили эксперты ИА REX Михаил Нейжмаков и Иван Фомин.

Руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков:

Для политических дискуссий критика ЕГЭ – не новость. Ряд оппозиционных сил (например, КПРФ) последовательно выступают против Единого госэкзамена много лет. Но в тех случаях, когда те же коммунисты улучшали свои результаты на выборах, на это больше влияли другие факторы. Это непопулярность конкретных мэров и губернаторов (ассоциирующихся с «Единой Россией») на региональных выборах, общее критическое отношение к властям в определённых социальных группах - на федеральных.

Действительно, по данным ВЦИОМ на август 2011 года 49% опрошенных считают мошенничество при сдаче Единого госэкзамена повсеместной практикой (ещё в июле 2010 года так считало лишь 33%), а 24% требуют отмены ЕГЭ. Однако если смотреть на соцопросы, проводимые самыми разными исследователями в регионах, мы увидим, что жители обычно не называют проблему образования и ЕГЭ в числе самых животрепещущих. Обычно опрошенные считают самыми значимыми ситуацию в ЖКХ, рост цен на потребительские товары, криминал и наркоторговлю плюс какие-то местные специфические проблемы (в индустриальных городах это, например, экология).

Обратим внимание и на характер протестной активности. Акции протеста против ЕГЭ обычно не отличаются многочисленностью участников. Чаще всего в них участвуют общественники, специально занимающиеся этой проблемой и примыкающие к ним активисты оппозиционных партий. Для последних это просто ещё один повод заявить о себе и вовлечь новые социальные движения в свою орбиту. По массовости такие акции многократно уступают тем же митингам против специфических региональных проблем и даже чисто политическим манифестациям под эгидой крупных оппозиционных организаций.

Таким образом, в обществе сильно негативное отношение к ЕГЭ. Но люди обычно не считают эту проблему первостепенной и настолько значимой, чтобы из-за неё массово выходить на акции протеста или только по этой причине поддерживать конкретных кандидатов. Поэтому и в ходе президентской предвыборной кампании эта тема будет фоновой, но далеко не главной.

Шеф-редактор журнала современной философии «Сократ» Иван Фомин:

Эта тема нам очень близка, так как издательство «Праксис» выпускает книги по общественным наукам, которые широко используются в преподавании философии, социологии, политологии в российских ВУЗах. Наши редакторы, переводчики, авторы и коллеги – это в большинстве своём учёные и преподаватели ВУЗов. Поэтому, разумеется, эта тема нас непосредственно затрагивает.

Можно много было бы рассуждать на эту тему, так как кризис этот очевиден, и он носит глубокий и системный характер. Например, те книги, которые издаёт издательство «Праксис» - это книги, крайне важные и необходимые для развития качественного российского образования в сфере философии, социологии и политологии, так как в основном это классики и крупнейшие современные мировые философы, социологи, политические мыслители, знание ключевых текстов которых просто необходимо любому специалисту в вышеперечисленных областях.

При этом мы более чем за 10 лет своего существования ни разу, и ни в какой форме не ощутили поддержки со стороны нашего государства и Минобразования, в частности, ни материальной, ни моральной. Все фонды, которые и в России тоже существуют, и которые призваны финансировать такие государственно-полезные проекты, действуют у нас как банальные распилочные мастерские, возле них кормятся только близкие друзья и соратники учредителей, помогающие осваивать бюджеты. Поэтому такие издательские и исследовательские центры как наш, ставящие и решающие, по сути дела, государственные задачи в сфере образования и просвещения, в сфере гуманитарных и аналитических исследований, предоставлены сами себе и вынуждены заниматься выживанием. При этом, как я и сказал, все сколько-нибудь живые и хорошо финансируемые проекты в нашей сфере носят либо откровенно коррупционный, либо PR-характер, собственно научные, образовательные и исследовательские проекты либо совсем не поддерживаются, либо поддерживаются очень слабо, и эти копейки тонут в огромном коррупционном море.

То же самое можно сказать и про сферу распространения научной и образовательной литературы, эта сфера была полностью разрушена с наступлением постсоветской эры. Существовавшая советская мощнейшая система доставки книг от издательства к читателю, в библиотеки, в магазины, в университеты – сегодня сведена к нулю, и никакой рынок здесь ничем помочь не может, с каждым годом ситуация становится всё хуже, тиражи интеллектуальной литературы падают, количество наименований уменьшается. Эта сфера интеллектуального книгоиздания, тесно связанная с образовательным процессом, дышит буквально на ладан и держится только сверхусилиями отдельных энтузиастов и подвижников, в прямом смысле этого слова.

Из вышесказанного, думаю, несложно заключить, какое может быть отношение к тем людям, которые сегодня управляют в нашей стране сферой науки и образования. Без обиняков могу сказать, что этим людям удалось невозможное – а именно сочетать космическую глупость и некомпетентность в доверенной им области с таким же невероятным умением обогащаться за счёт скудного госфинансирования проектов в этой сфере. К этим людям кроме презрения и ненависти никаких чувств не испытываю, и очень хочу, чтобы они наконец понесли заслуженное наказание, обязательно уголовное и как можно более суровое.

Впрочем, очевидно, что и в остальных сферах организации нашей жизни дела у нас обстоят ничуть не лучше, поэтому социальный взрыв самых серьёзных масштабов в ближайшее время абсолютно неизбежен. Единственный способ избежать этого взрыва – это немедленно и показательно самому государству начать масштабный процесс самоочищения во всех ключевых сферах.

Нужны масштабные показательные процессы, обязательно публичные, и нужно справедливое возмездие для нынешней элиты, погубившей нашу страну. Поэтому если наше высшее руководство срочно не запустит эти процессы масштабных репрессий против нынешних элит, то оно сгорит вместе с ними и со всей страной. Причём повторюсь, это не должны быть просто отставки и безмятежное доживание в релакс-режиме на лазурках и в куршиках, народ этого не поймёт. Это должны быть именно показательные и именно масштабные открытые процессы, и сроки огромные, иначе крах всей государственной системы будет неизбежен.

За крах системы народного образования, также как и за крах всех остальных систем жизнеобеспечения нашего государства, кто-то должен понести самую суровую ответственность.

От ИА REX:

Тема ЕГЭ и реформы образования не утихает довольно долго. Новую форму экзамена начали внедрять в 2001 году и уже тогда многие отнеслись к ней отрицательно. Против оказались не только выпускники и их родители, но и учителя школ, а также преподаватели вузов. Историк, директор Центра русских исследований Московского гуманитарного университета, профессор Андрей Фурсов называет разрушением то, что делают в России с образованием.

Согласно опросу общественного мнения, проведённого ВЦИОМ в конце августа 2011 года, 24% россиян выступают за отмену Единого государственного экзамена. 49% опрошенных считают, что нарушения при проведении ЕГЭ - это общая практика. Год от года россияне всё пессимистичнее смотрят на подтасовки при ЕГЭ. Ранее проведённый на официальном портале Единого государственного экзамена опрос "Надо ли отменить ЕГЭ и вернуться к прежней системе выпускных и вступительных экзаменов, когда всё зависит от (произвола) учителя и преподавателя вуза?" оказался ещё более показательным. Утвердительно ответили на вопрос 63% участников, 29% дали отрицательный ответ, а 8% заявили, что им всё равно. Результаты опроса SuperJob.ru (июнь 2010 года) показали, что за отмену ЕГЭ выступает 69% родителей российских 11-классников.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть