Публичная порка медиакратии: что означает крах империи Мердока

22 июля 2011  11:27 Отправить по email
Печать

Сенсационное закрытие News of the World - газеты, которая попалась на прослушках и подкупе полицейских вторую неделю остаётся в числе наиболее обсуждаемых тем в СМИ и блогах. По некоторым данным, были взломаны телефоны более 4 тысяч человек. Обвинения в прослушивании телефонов политиков и знаменитостей дополнились обвинениями в прослушивании голосовой почты и телефонов семей военнослужащих, погибших в Афганистане и Ираке (их телефонные номера были обнаружены в записях частного детектива, которого газета наняла для добычи сенсационных материалов), семей девочек, погибших от рук педофила в английском городке Сохэм, и телефона пропавшей девушки Милли Доулер, позднее оказавшейся убитой. В случае с погибшей Милли Доулер, не только прослушивали голосовые сообщения, но и стирали их, чтобы освободить место в памяти телефона. Из-за этого родители девочки, звонившие на телефон, думали, что она всё ещё жива. И полиция была введена в заблуждение. В знак протеста против такой практики сотни тысяч людей поставили свои подписи под он-лайн петицией с призывом бойкотировать издание. Вскоре появилась информация о том, что газета будет закрыта.

Эксперт по вопросам политических технологий, социальной психологии, «политики памяти», взаимодействию государства и гражданского общества Давид Эйдельман прокомментировал ИА REX ход дальнейших событий в расследовании скандальной деятельности британского таблоида.

«Сегодня империя Мердока трещит по швам, и уже пошли разговоры о возможной отставке премьер-министра Великобритании. Британский парламент устроил публичную порку медиакратии. Комитет по культуре, СМИ и спорту британского парламента провел слушания по делу о прослушке, которой занимались журналисты News of the World. За последнюю неделю скандал перекинулся через Атлантический океан из Великобритании в США. ФБР начало расследование деятельности всей медиаимперии Руперта Мердока. Выяснилось, что похожие методы News Corporation использовала и в США и в других странах мира. Медиакорпорацию подозревают в организации прослушки семей жертв терактов 11 сентября 2001 года. В прошлый четверг ФБР объявило о начале проверки деятельности изданий, принадлежащих Мердоку. А он владеет, в частности, The Wall Street Journal, The Times, The Sunday Times, The New York Post и The Sun. История с мерзостью Мердоков становится главным информационным событием всего англоязычного мира», — отмечает эксперт.

Проверку потребовали провести сами потенциальные жертвы вторжения в частную жизнь, утверждают американские власти. «Мы делаем это по их просьбе, — цитирует The Los Angeles Times ответственного сотрудника американских правоохранительных органов. — Мы получили их письма и их обращения, и после консультаций с офисом прокурора в Нью-Йорке мы дали делу ход».

Наибольшую огласку получил случай с подкупом одного из офицеров полицейского департамента Нью-Йорка. Британский таблоид The Daily Mirror нашел одного из знакомых полицейского, подтвердившего, что «журналисты просили его организовать доступ к записям телефонных звонков, которые были сделаны с мобильных телефонов, принадлежащих жертвам и их родственникам».

К расследованию деятельности изданий Мердока призывают политики и из демократического, и из республиканского лагерей. Конгрессмен-республиканец Питер Кинг, возглавляющий комитет по делам национальной безопасности в палате представителей, в интервью Sky News заявил, что «сама мысль, что кто-то взламывал в то трагическое время телефоны тех, кто был убит или пропал, а также членов их семей, вызывает презрение».

В редакционной статье испанской El Pais говорится: «Разорение Lehman Brothers в 2008 году показало, что священных коров уже не осталось, и то, что некогда вызывало отвращение, но не приводило к серьезным последствиям, сегодня представляет собой бомбу повышенной мощности, чреватую уголовной и политической ответственностью по обе стороны Атлантики. Империя Мердока шатается, и дело тут не в недостаточном следовании этическому кодексу журналистики, а в чём-то гораздо более серьёзном».

«Это дело вывело на свет „систему Мердока“, вызывающую тревогу с точки зрения демократии. Имея в своем распоряжении Times, Sunday Times, Sun, News of the Word и Sky News, Мердок располагал огневой мощью, способной создавать и губить репутации и даже влиять на исход выборов. Консерваторы и лейбористы — все старались поддерживать хорошие отношения с Мердоком, продолжает издание. Сегодня Дэвида Кэмерона упрекают, что он зашёл в этом дальше других. Он назначил главой пресс-службы Даунинг-стрит бывшего главного редактора News of the World Энди Кулсона, дружил с Ребеккой Брукс и будто бы случайно поддержал группу Мердока в её намерении приобрести канал BSkyB. Наряду с крупнейшей в мире медиагруппой сегодня рушится — и этому надо радоваться — система Мердока, подразумевающая грубое и беспринципное вмешательство в бизнес и политику. Возможно, Кэмерон станет ее последней жертвой», — пишет в редакционной статье французская Le Monde.

«Дополнительный интерес к делу вызывает то, что Руперт Мердок является одним из самых влиятельных врагов президента Обамы», — говорит Давид Эйдельман. По его словам, скандал, начавшийся в Великобритании, стал драгоценным подарком к началу предвыборной гонки в США: «Именно Мердок стоял за созданием „Партии чаепития“. И осуществлял финансирование и информационную поддержку этого одиозного политического проекта. Впрочем, Мердок последовательно поддерживал всех противников Обамы. Сначала Хилари Клинтон на внутрипартийных выборах в демократической партии, затем Маккейна на выборах общенациональных».

Как пишет преподаватель Йельского университета Джонатан Шелл, Мердоки называют «News Corporation» журналистским предприятием. В действительности это — прежде всего, развлекательная компания, причём основная часть её дохода поступает от её фильмов и телевизионных холдингов. Во-вторых, и что более важно, это пропагандистская машина, занимающаяся пропагандой мероприятий и политических деятелей правого политического крыла. Главное лицо «News Corporation» в США телеканал «Fox News» имеет отличительную черту неустанной пропаганды идеологии правых, редакционная независимость приносится в жертву централизованному контролю с железной хваткой. Новости и комментарии смешиваются в непрерывном потоке политической агитации, а главные республиканские деятели, в том числе возможные претенденты на выдвижение в президенты от партии, наняты в качестве «комментаторов».

Развлекательная составляющая сращивалась с информационным сектором за счёт сокращения объёма последнего.

«Демократия невозможна без свободной прессы. Но любая свобода может существовать только в рамках закона. Свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода вашего носа. Свобода слова — не обозначает, например, свободу клеветы или подстрекательства, вмешательства в частную жизнь, прослушивания разговоров. Кроме того, опасно сосредоточение множества средств информации в одних руках. Опасно, когда главным законом политической жизни в Британии и США стало не переходить дорогу Мердоку. Опасна система медиакратии. Влияние на политику корыстных медиамагнатов, подобных Руперту Мердоку, может быть не менее опасно, чем влияние криминальных „крёстных отцов“, промышленных монополистов, сырьевых олигархов. СМИ представляют собой реальную власть в либерально-демократических странах, где общественное мнение влияет на принятие решений. Поэтому и пресса, как и остальные ветви власти должна быть уравновешенна и сбалансирована. Политики позволяли прессе наращивать свое могущество, пользоваться любыми аморальными и даже противозаконными путями получения информации в обмен на формирование в массах нужных умонастроений. Этому должен быть положен предел при помощи санкций против нарушителей закона, усиления антимонопольного законодательства в области СМИ, регуляционной борьбой с олигополией на информационном рынке. Монструозные медиа-холдинги, владеющие как откровенно бульварными изданиями, так и серьёзными телеканалами, — реально мешают свободе прессы, приводят к усреднению и оскуднению содержания ассортимента СМИ. Никколо Макиавелли говорил, что хорошие правовые нормы не возникают сами по себе, но являются результатом кризисных ситуаций. Можно надеяться, что в результате скандала с империей Мердока повысится прозрачность в отношениях политики и СМИ», — отмечает Давид Эйдельман.

Добавим, как отмечает координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков, скандал с британским таблоидом News of the World показал, что современные СМИ потеряли характеристики средств общественной коммуникации, вместо этого они выполняют задачи манипуляции общественным мнением в интересах своего владельца: «Жизнедеятельность СМИ как субъекта рынка регулируется экономическими закoнами, а эффект от их деятельности распространяется на социальную сферу. Чтобы получить социальный эффект от СМИ необходимо разобраться в особенностях экономического механизма СМИ в условиях рынка, другими словами — объективно ответить на вопросы: может ли существовать свoбoда коммуникаций в современном обществе? Могут ли СМИ в условиях свободной рыночной конкуренции адекватно осуществлять свoи демократические функции? Сегодня СМИ как средство коммуникации и общественное явление надо защищать не столько от государственного контроля, а в большей мере их следует защищать и от посягательств со стороны рыночного либерализма. В этом смысле нельзя оценивать положительно предложения президента Дмитрия Медведева по приватизации российских государственных СМИ».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Считаете ли вы Российское государство агрессором в отношении личности или её защитником?
37.3% Считаю защитником.
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть