Станислав Тарасов: Нагорный Карабах: сбудется ли пророчество лорда Джонстона

17 марта в Париже состоится обсуждение деятельности Подкомитета ПАСЕ по Карабаху. Ожидается также назначение нового руководителя этого комитета. Работа комитета была приостановлена в июле 2008 года после кончины его руководителя лорда Рассела Джонстона. С того момента главные инициативы на карабахском направлении исходили только от Минской группы ОБСЕ.
21 февраля 2010  17:33 Отправить по email
Печать

17 марта в Париже состоится обсуждение деятельности Подкомитета ПАСЕ по Карабаху. Ожидается также назначение нового руководителя этого комитета. Работа комитета была приостановлена в июле 2008 года после кончины его руководителя лорда Рассела Джонстона. С того момента главные инициативы на карабахском направлении исходили только от Минской группы ОБСЕ. Но тут сейчас все запуталось. С одной стороны, вроде бы на подходе новая редакция Мадридских принципов, которыми занимается Минская группа. С другой - появилось заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, переданное Баку и Еревану через главу МИД Каната Саудабаева, о готовности в рамках председательства Казахстана в ОБСЕ разработать новую "Дорожную карту" по карабахскому урегулированию. В этой связи складывается устойчивое ощущение, что ОБСЕ под председательством Казахстана просто отыгрывает время для совместного выхода на стартовые позиции вместе с ПАСЕ.

Активизация ПАСЕ по Карабаху связана появлением там нового главы - турецкого дипломата Мовлуда Чавушоглу. По словам председателя комитета Милли Меджлиса по международным отношениям и межпарламентским связям, руководителя азербайджанской делегации в Парламентской Ассамблеи Совета Европы Самеда Сеидова, азербайджанская сторона заинтересована в том, чтобы в Совете Европы постоянно проводились обсуждения по нагорно-карабахскому конфликту и он "держал данный вопрос в центре внимания". Ранее это не удавалось сделать в силу позиции, которую занимал прежний глава Подкомитета по Карабаху покойный лорд Рассел Джонстон. В последнее время он главное внимание уделял косовскому урегулированию, ратовал на признание независимости края. При этом он отличался тем, что досконально изучил все аспекты и карабахского конфликта, исходя из опыта пребывания в Закавказье английских оккупационных войск в 1918-1919 годах. Лорд открыто намекал конфликтующим сторонам, что ставка только на посреднические усилия международных институтов в урегулировании конфликта - дело неперспективное: "Необходимо улучшить взаимопонимание между Арменией и Азербайджаном, только от этого зависит определение путей урегулирования конфликта".

Рассел Джонстон знал, о чем говорил. Если судить по его некоторым высказываниям, он имел в виду многие попытки Запада решить проблему Карабаха. Имеется в виду проект Лондона воссоздать в начале 1920 года военно-политический и экономический союз государств Закавказья для создания "единого фронта против московских большевиков".Тогда меньшевики Грузии и дашнаки Армении поддержали Лондон. Против выступил Азербайджан. Баку, несмотря на отсутствие дипотношений с Советской Россией, активно поддерживал неофициальные контакты с московскими большевиками: в Астрахань из Баку регулярно осуществлялись солидные поставки нефти. В ответ дашнаки устроили в Карабахе мощное восстание, на подавление которого были направлены практически все части азербайджанской армии. Воспользовавшись этим обстоятельством, в конце апреля 1920 года практически без единого выстрела в Баку вошли части Красной Армии. Поэтому осуществленный большевиками административно-территориальный передел региона строился с учетом преимущественно азербайджанских интересов и с перспективой создания тюркской советской федерации - государства Средней Азии - Азербайджан-Турция. За это ратовал Лев Троцкий. Позже Иосиф Сталин блокировал этот проект. Но последствия операции 1920-х годов дали о себе знать накануне и в период развала СССР, когда вспыхнули кровавые события не только в Карабахе. В этой связи Рассел Джонстон намекал, что при отсутствии личной дипломатии со стороны лидеров Азербайджана и Армении, вера в то, что кто-то преподнесет "мир на блюдечке" нереальна. То есть английской лорд исходил из того, что Карабах может в очередной раз стать всего лишь инструментарием для грядущих геополитических переделов не только в Закавказье, но и на Ближнем Востоке. Все дело в искусстве главных игроков выстроить решаемое для себя "уравнение".

Летом 2007 года в Цюрихе начались секретные турецко-армянские переговоры. Так Ереван стал вводить в регион турецкий фактор. После вооруженного вторжения Грузии в Южную Осетию в августе 2008 года, Анкара уже выступила с "Кавказской мирной платформой". А после подписания известных армяно-турецких Протоколов, стало очевидно: Турция введена в серьезную игру.

Анкара, даже оставаясь членом НАТО, напрямую столкнулась с серьезными вызовами, которые связаны с развитием событий в соседнем Ираке. Плюс к сему многолетнему и преданному союзнику Запада под разными предлогами стали отказывать в членстве в ЕС. Ситуация для Турции обернулась таким образом, что выступая первоначально в отношении Еревана с позиции "сильного", сейчас ей приходиться держать оборону

В настоящее время армяно-турецкие Протоколы находятся в парламенте Армении. Ранее президент Армении Серж Саргсян в интервью арабской телекомпании Al Jazeera заявил, что он, как лидер большинства в парламенте, "исключает то, что Протоколы не будут ратифицированы армянским парламентом в том случае, если турецкий парламент ратифицирует их без предусловий". В то же время в Армении ведется серьезная дискуссия процедурного характера. Предложено, например, провести ратификацию протоколов 4 марта, в день, когда комитет по внешним отношениям Палаты представителей США поставит на голосование резолюцию 252 о Геноциде армян. То есть, Ереван может опередить турок в деле ратификации Протоколов и перехватить дипломатическую инициативу. Но при этом армянская дипломатия смело расширяет фронт атаки: в оборот вводятся проблемы 1920-х годов, в частности, вопрос изгнания армянского населения с территории Нахичеванской автономии. В этой связи многие бакинские политологи относят Армению к "единственной пророссийской силе в регионе". Ереван действительно входит в состав ОДКБ. Но это не мешает ему участвовать и в натовских программах, вести дуэль с Азербайджаном в ПАСЕ, ОБСЕ, а теперь и с Турцией даже на уровне американского конгресса.

По сути Армения переместилась на позиции Азербайджана образца 1920-х годов, в то время как Азербайджан оказался в положении Армении того времени. Это- тот самый исторический парадокс, в котором необходимо разобраться азербайджанским политикам. Поэтому, когда азербайджанский эксперт Ариф Юнусов утверждает, что "улучшение армяно-турецких отношений не только приведет к улучшению (правда, не сразу) климата на переговорах по урегулированию Карабахского конфликта и может привести к улучшению армяно-азербайджанских отношений", это означает признание первичности в выходе из ситуации сценария армяно-турецкого урегулирования.

С другой стороны, трудно согласиться с утверждением Арифа Юнусова о том, что Россия якобы только "имитирует активное и внешне конструктивное участие в решении конфликтных ситуаций в регионе". Факты свидетельствуют о другом. Москва поддерживает процесс нормализации армяно-турецких отношений. Но не она, а Вашингтон и Запад в целом оказывают мощное на Анкару в вопросе ратификации Протоколов. Это- во-первых. Во-вторых, Россия, как в 1920-е годы прошлого века, взяла курс на развитие стратегического партнерства с Турцией. Другое дело, что в качестве ударного звена на этом направлении выступает не Баку, а Ереван.

Допустим, как предлагает азербайджанский депутат Дуньямин Халилов, что Турция "увидит для себя некую угрозу в Цюрихских протоколах и откажется от них". В таком случае образующийся геополитический вакуум быстро заполнит Иран, у которого ряд тактических преимуществ: выстроенные политические и торгово-экономические отношения с Арменией, общие границы с Карабахом и устойчивый политический диалог с Москвой. Более того, как бы предполагая вероятность принятия Азербайджаном новой редакции Мадридских принципов, Тегеран решил сделать упреждающие шаги. Посол этой страны в Армении Сеид Али Сагаяни заявил, что Тегеран "имеет четкую позицию в отношении размещения миротворческих войск".

Это - открытый сигнал, направленный как сторонам конфликта, так и тем "новым силам", которые под предлогом карабахского урегулирования пытаются закрепиться в регионе. Речь в первую очередь идет о Казахстане. При этом для Тегерана, как и для Казахстана, на данном этапе проблемы Карабаха являются всего лишь одним из способов позиционирования в большой политике.

Одним словом, вокруг Карабаха происходит смена политических декораций. При этом не исключено, что вслед за Казахстаном на исходные стратегические позиции в регионе начнет выходить и Туркмения. Вот почему ОБСЕ и ПАСЕ опаздывают с развитием идущих в Закавказье сложных процессов, сопряженных как с возрастанием напряженности на линии военного противостояния Армении и Азербайджана, так и с прорывами в ратификации парламентами Армении и Турции Протоколов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть