Перспективы сокращения численности украинской армии: обороноспособность страны не пострадает

20 января 2011  19:35 Отправить по email
Печать

Министерство обороны Украины до 2025 года намерено сократить значительную часть военнослужащих. Об этом говорится в Стратегии формирования сил безопасности и обороны Украины. Стратегией предполагается, в частности, сократить численность армии на 50 тыс. человек, оптимизировать ее структуру и уменьшить численность некоторых основных вооружений и военной техники. Сокращать украинскую армию будут поэтапно. До 2015 года вооруженные силы сократят на 40 тыс. человек, а потом — еще на 10 тыс. Планируется, что в 2025 году численность армии составит 150 тыс. человек — 120 тыс. военных и 30 тыс. гражданских работников. До 2025 года также сократится количество боевых самолетов, стоящих на вооружении — до 200 (сегодня — 212), число танков — до 660 (сегодня — 774). Сократится также количество других видов тяжелой военной техники. Более того, до 2020 года Минобороны сократит более чем вдвое количество военных учебных заведений — с 31 до 14, передает УНИАН.

Эксперт по обороне и национальной безопасности Олег Антипов рассказал кореспонденту ИА REX о том, как может отразиться реформирование украинской армии на обороноспособности страны.

Позицию любого государства на внешнеполитической арене определяют не только умная, грамотная дипломатия, но и уровень обороноспособности, состояние Вооруженных Сил и других составляющих Военной организации.

Об украинской дипломатии, которая все эти годы находилась и продолжает находиться в управлении прозападных деятелей. можно что: никогда еще она не была столь бездарной, как в последние годы, когда главой государства был В.Ющенко, а руководителями МИДа Б.Тарасюк, В.Огрызко, А.Бутейко. Испорчены до крайности отношения с нашим важнейшим стратегическим партнером — Россией. Не добилась эта власть достижения своих целей и на западном направлении. Быть принятой в ЕС, как отмечалось, Украине не светит, как минимум, 15-20 лет. Несмотря на потуги команды Ющенко-Тарасюка-Гриценко и поддержку США, не получилось у них со вступлением в НАТО. Об активности украинской дипломатии в Азии, Африке, Латинской Америке вообще говорить не приходится.

Что касается обороноспособности страны, то следует иметь в виду, что Украине после развала СССР досталась почти треть его оборонного потенциала, который предназначался для обеспечения защиты западных рубежей нашей великой Родины. На ее территории находилась мощная военная группировка численностью более 906 тыс. человек (в том числе 780 тыс. военнослужащих), в распоряжении которой было огромное количество танков, боевых бронемашин, артиллерийских систем, боевых самолетов, ударных вертолетов и Черноморский флот.

Однако это не было вооруженными силами государства, провозгласившего свою независимость. Их нужно было создать: осмыслить назначение, выработать Концепцию национальной безопасности, утвердить Военную доктрину, определить оптимальную численность, создать органы управления, подобрать и расставить кадры, создать необходимую правовую базу.

Эта задача была решена. Парламентский Комитет (по вопросам национальной безопасности и обороны) обеспечил приведение практически всего массива законодательства в этой сфере в соответствие с требованиями Конституции (до внесения в нее изменений).

Но создавались Вооруженные Силы Украины в непростых условиях. При разрушении Союза ССР его могильщики не позаботились о том, чтобы разумно, по-хозяйски, в интересах общей обороны, распорядиться огромным потенциалом Союзного государства.

Достаточно вспомнить эпопею раздела Черноморского флота, которая до заключения и ратификации соответствующих Соглашений (их три) продолжалась более семи лет, отравляя ядом недоверия отношения между братскими народами и государствами, разрушая созданный дорогой ценой героический Черноморский флот. Здесь и сейчас возникают, а если говорить точнее, — искусственно создаются проблемы, которые используются для дестабилизации украинско-российских отношений (вопрос о маяках, об использовании инфраструктуры, земельных участков и др.). Здесь необходимо отметить успехи команды президента Виктора Януковича, сумевшей оперативно решить проблему пролонгации договоренности с Россией по аренде базы в Севастополе и надолго снять напряженность в этом вопросе.

В период независимости Украины безнаказанно разбазаривались и расхищались боевая техника, военное имущество. На этом грели и продолжают нагревать руки различного рода деятели. Потери государства составили десятки миллиардов долларов. За эти деньги можно было, и оснастить армию современной боевой техникой и вооружением, и решить самые острые социальные проблемы.

Тяжелейшие удары нанесены по размещенным на Украине сегментам оборонно-промышленного комплекса. Достаточно сказать, что количество работающих на предприятиях, в КБ, НИИ, проектно-конструкторских бюро оборонного значения сократилось более чем в 6 раз. Страна лишилась многих прогрессивных технологий, высококлассных кадров рабочих и специалистов, а также одного из важнейших источников валютных поступлений.

В условиях затянувшегося всеохватывающего кризиса в украинской экономике финансирование обороны осуществлялось на уровне 30-40% от минимально необходимых потребностей. Армия за это время не получила практически ни одного нового вида или системы вооружений. В то же время более 80% вооружений и боевой техники, находящихся сегодня в войсках, исчерпали свой ресурс и в любое время могут выйти из строя.

Крайне обострилась проблема сохранения и утилизации боеприпасов, особенно взрывоопасных, что уже привело к ряду катастроф.

Деградация военно-технического потенциала приобрела столь опасные масштабы и темпы, что возникла реальная угроза переступить черту, за которой Вооруженные Силы, по оценке военных, могут утратить свою безопасность.

Все вышеперечисленное и является теми реальными факторами, которые снижают обороноспособность страны.

Сокращение численность Вооруженных Силэто очень непростой, болезненный процесс, связанный с трудоустройством увольняемых из армии, обеспечением их жильем, решением других вопросов. На первом этапе десятки тысяч военнослужащих прибывали на Украину из других бывших союзных республик, в свою очередь многие военнослужащие, служившие на Украине, убывали в другие республики. «Национально озабоченные» генералы«, занимавшиеся комплектованием украинских Вооруженных Сил, руководствовались не профессиональными качествами офицеров, а тем, «знают ли они, сколько гетманов было на Украине». Были сломаны судьбы многих патриотов, отдавших свою жизнь защите Родины.

И на более позднем этапе были периоды, когда из армии за год увольнялось до 70 тыс. человек. Если при этом удалось избежать социального взрыва, то главным образом потому, что по инициативе парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне был принят очень важный закон — «О государственных гарантиях социальной и правовой защиты военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил Украины в связи с их реформированием, и членов их семей».

Когда я работал секретарем парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне в 2006-2007 годах, в результате настойчивых усилий нам удалось законодательно, наконец, решить важнейшую социальную проблему — устранить диспропорции в размерах пенсионного обеспечения военнослужащих в зависимости от времени выхода их на пенсию. Но в последние годы, после падения курса национальной валюты и инфляции, эти достижения опять нивелированы.

Олег Антипов

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть