Пентагон готов закупить российские вертолеты для Афганистана

10 ноября 2010  20:23 Отправить по email
Печать

Российская Федерация и НАТО больше года вели переговоры о закупке альянсом 21 Ми-17, однако так и не договорились о заключении сделки. В итоге купить эти машины для Афганистана, по информации источников издания «КоммерсантЪ», готов Пентагон, собирающийся организовать с этой целью тендер. При этом если альянс уговаривал Москву предоставить три вертолета безвозмездно, то США собираются оплатить поставку всех аппаратов. «С НАТО была предварительная договоренность, но у альянса не нашлось денег. Сейчас у них проблема в том, что из 28 стран—членов НАТО лишь пять выполняют обязательства по взносам в оборонный бюджет. В итоге эту часть работы взяли на себя американцы, — говорит знакомый с ходом переговоров российский дипломат. — Если эта сделка состоится, можно будет подумать, как НАТО подключится к их обслуживанию». Вопрос о закупке вертолетов может решиться на саммите Россия—НАТО, который состоится в Лиссабоне 20 ноября.

О закупке Пентагоном российских вертолетов для Афганистана в интервью обозревателю ИА REX Сергею Сибирякову рассказал эксперт по вопросам обороны и национальной безопасности Олег Антипов.

ИА REX: Использовалась ли ранее в Афганистане войсками натовской коалиции советская авиатехника и в чем выгода этой сделки для США?

Войска НАТО уже используют советскую авиатехнику в Афганистане, так британская газета Mail on Sunday еще в июле 2009 года сообщала, что британское Минобороны использует в Афганистане транспортные Ми-8 и Ми-26 при перевозке как грузов, так и военнослужащих. Пилотируют эти вертолеты контрактники, хорошо знакомые с «Ми», россияне и украинцы.

Великобритания также арендует транспортный самолет «Антонов» для переброски транспортных средств и тяжелого оборудования с базы ВВС в самой Англии в Афганистан.

«Еще экстраординарнее ситуация, когда бойцы элитных британских спецподразделений вынуждены использовать вертолеты производства страны третьего мира для проведения тайных операций из-за катастрофической нехватки британских авиасредств», — указывает Mail on Sunday.

Высокопоставленные военные источники подтвердили изданию, что ряд подразделений спецназа используют вертолеты советского производства, взятые в аренду у третьих стран.

Среди наших вертолетчиков, работающих на натовские интересы, уже есть потери. Так вертолет Ми-26, работавший в Афганистане, утром во вторник, 14 июля 2009, был сбит ракетой. Погибли 6 граждан Украины. Все погибшие были формально военными пенсионерами (ранее служили в советской и украинской армии) и работали по контракту с частной молдавской авиакомпанией Pecotox-Air, в которой и был зарегистрирован сбитый вертолет. Использование таких серых схем выгодно для США, ведь семьи погибших получили компенсацию по молдавскому законодательству на минимальную сумму в 10 тысяч долларов.

Для сравнения Министерство обороны США (Department of Defense) выплачивает семье погибшего военнослужащего $100 тыс. — эти деньги идут на оплату похорон, единовременные пособия и прочее. Кроме того, большинство американских военнослужащих приобретают страховые полисы в военной страховой компании — это достаточно выгодное дело, потому что размеры страховых выплат крайне низки. В случае смерти военнослужащего, страховщики выплачивают его наследникам до $400 тыс. Кроме того, несовершеннолетние дети погибшего солдата и его вдова также получают пенсию и ряд льгот — например, медицинские страховки. Таким образом, жизнь солдата стоит не менее $500 тыс., а максимум до $1,5 — 1,7 млн (в зависимости от количества и возраста детей). Вышеупомянутая сделка расширит масштабы привлечения дешевых и качественных военных специалистов из стран бывшего СССР и поможет сократить расходы военного ведомства США.

ИА REX: В чем эффективность применения вертолетов Ми-17 для американских военных, кроме упомянутой экономии?

Разработанные еще в советские времена «вертушки» предполагалось применять для обеспечения боевых действий советского военного контингента в Афганистане. Характер боёв в Афганистане выявил острую зависимость войск от вертолетов. В связи с этим в начале 80-х годов КБ Миля модернизировало свой известный вертолет Ми-8.

Новая машина получила наименование Ми-17, ее оснастили новыми двигателями и усовершенствовали многие элементы конструкции. Был расширен состав вооружения и улучшена маневренность машины, что особенно важно в условиях боев в горах. Машина способна взлетать и садиться на высотах до 4 тыс. м и летать на высотах до 6 тыс. метров. Ми-17 может быть транспортным (транспортировка груза до 5 тонн), десантным, санитарным (перевозка до 20 раненых) и боевым (стрелково-пушечное, ракетное и бомбардировочное вооружение). Наличие двух дверей по бортам вертолета позволяет производить быструю высадку десантников — за время менее двух минут. В десантном варианте Ми-17-1B перевозит до 36 человек в полном боевом снаряжении, что в 2-2,5 раза больше, чем его американские и европейские аналоги.

Многие военные аналитики отмечают, что у войск коалиции в Афганистане возникли серьезные проблемы с применением боевой и транспортной авиации в условиях горного рельефа. Большинство вертолетов повреждено в результате жестких посадок и неудачных попыток взлета в условиях разряженной высокогорной атмосферы и низких температур. Малопригодными оказались вертолеты «Черный ястреб», составляющие основу американского легкого военно-транспортного парка. Они используются для доставки грузов, поисково-спасательных работ, разведки и спецопераций. Из-за проблем с «ястребами» американцы были вынуждены более интенсивно использовать тяжелые транспортные вертолеты типа «Чинук». Этим старожилам авиации, которые эксплуатируются в войсках свыше сорока лет, замены до сих пор нет.

Все это вынуждает США использовать более надежные и дешевые российские вертолеты, успешно проверенные в условиях афганского высокогорья. В свое время ЦРУ закупило у бывших соцстран несколько военно-транспортных Ми-8 и сейчас применяет их при проведении спецопераций. А приобретенный Пентагоном сверхтяжелый транспортный Ми-26 перевозит поврежденные американские вертолеты. На военной базе в Кандагаре уже есть 20 Ми-17 (с 2008 года), арендованных альянсом у гражданских российских авиакомпаний вместе с экипажами. Однако еженедельная аренда обходится американскому военному ведомству в 100 тысяч долларов. Покупка вертолетов и наем экипажей обойдется значительно дешевле. К тому же ресурс арендованных Ми-17 на исходе или уже исчерпан, поскольку частные компании приобретали их в период приватизации 90-х.

ИА REX: Можете сравнить условия, в которых находятся натовские вертолетчики в Афганистане, со своим боевым опытом.

По состоянию на 3 ноября 2010 года натовская коалиция потеряла в Афганистане 49 вертолётов, в среднем по 7 в год. Это меньше, чем советский контингент (в среднем 33 вертолета в год), но наши потери в основном пришлись на последние 5 лет. Надо отметить, что американцам сейчас намного легче, чем нам в Афганистане. Если бы сейчас тысячи советских ПЗРК поступали афганцам, то им бы было также не так легко и потери были значительно больше. Ведь за 10 лет мы потеряли в Афганистане 333 вертолета, из них 90% было сбито американскими ПЗРК Стингер, которые тысячами завозились американскими спецслужбами через Пакистан (всего было завезено 20 тысяч ПЗРК).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и «Яндекс.Дзен».
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Цель беспорядков в Грузии:
69.1% Обострение грузино-российских отношений.
Кто, на Ваш взгляд, достоин стать президентом России в 2024 году?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть